ЛАРИСА БАРАНОВА – АКТРИСА ТЕАТРА И КИНО. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОГРУЖАЯ ЛЮДЕЙ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ В НЕВЕРОЯТНЫЙ МИР КИНОИСКУССТВА. ЛАРИСА ПОДЕЛИЛАСЬ С НАМИ ИНТЕРЕСНЕЙШИМ РАССКАЗОМ – С ЧЕГО НАЧИНАЛАСЬ ЕЁ АКТЁРСКАЯ КАРЬЕРА, КАК МЕНЯЛИСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИИ, КАК ОНА ПРЕПОДАЁТ ЭТО ИСКУССТВО И С КАКИМИ РЕЖИССЁРАМИ МЕЧТАЕТ ПОРАБОТАТЬ. ДЛЯ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ МЫ УЗНАЛИ, КАКИЕ ФИЛЬМЫ, ПО МНЕНИЮ ЛАРИСЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ К ПРОСМОТРУ, А КАКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ДОСТОЙНЫ ВОСХИЩЕНИЯ. @lara__baranova
WFM.: Вы помните свой дебют в кино? Расскажите о нём.
Л.: Будучи студенткой 1 курса, я стояла на крыльце Щукинского театрального училища, когда ко мне подошёл молодой человек и спросил, что я делаю в 8 вечера? Я сказала, что я свободна. Он предложил зайти за мной. Это оказался режиссёр – Максим Браматкин, выпускник Театрального института им. Б. Щукина. Тогда он учился на высших режиссёрских курсах, где у него должен был состояться экзамен. Он позвал меня сниматься в своём короткометражном фильме «Подарок» на главную роль. Эта экзаменационная работа оказалась лучшей на том выпуске. Фильм участвовал в фестивале «Святая Анна», выиграл номинацию «Лучший экспериментальный фильм» на фестивале «Начало» (г. Санкт-Петербург). Кинотеатр «DOC» признал работу как «Лучший дебют». «Подарок» принёс мне успех среди людей, обучающихся на режиссёрских курсах. Мне писали в Инстаграм о том, что обучающимся во ВГИКЕ показывают его как пример хорошей работы. Очень приятно, что мой первый опыт оказался таким полезным и положительным.
Большой опыт у меня уже был в конце 4 курса. Меня позвали на главную роль в сериале «Кровавая Мэри» режиссёра Нонны Агаджановой. Я играла аферистку Марфу, которая гоняется по всей Москве за бриллиантами. Моим партнёром был Антон Макарский. Это моя первая главная роль в сериале.
WFM.: Изменились ли Ваши представления об актёрской профессии с течением времени?
Л.: С 5 лет моя мама показывала мне классику советского кинематографа. Она очень любила кино, хотела быть актрисой и вложила в меня все те знания, которые приобретала на протяжении своей жизни. В 8-9 лет я уже знала биографию И. Костолевского, Е. Евстигнеева, И. Чуриковой, Н. Гундаревой. Я — фанат советского кино, режиссёров и актёрской игры того времени. Пересматриваю фильмы с Н. Гундаревой, следя за тем, как менялась её игра с возрастом, какие она использовала приёмы и техники. Очень люблю наблюдать за И. Чуриковой. Они для меня – эталон актёрской профессии. Знаю, что подход к профессии был другим, раньше больше репетировали на съёмочной площадке. Сейчас нужно привыкать к тому, что на репетиции тратится меньше времени. Сначала я не соглашалась с этим. Потом смирилась, что таков процесс — надо везде успеть, побольше снять, уложиться в графики. Когда я снималась у В. Гай-Германики в художественном фильме «Да и да», было много репетиций, мы проговаривали сцены. Но это другое кино — фестивальное. Когда участвуешь в съёмках сериала, есть график, репетиция занимает не более 15 минут, и нужно входить в кадр.
WFM.: Как Вы считаете, события, связанные с коронавирусом, изменят кинематограф? И в какую сторону?
Л.: Во время пандемии некоторые кинокомпании снимали сериалы с актёрами, не выходя из дома. Привозили актёрам домой технику, и они сами настраивали свет, звук, выстраивали камеру и проводили съёмки. Поэтому мне кажется, творческие люди в любой момент, эпоху, в любых обстоятельствах, связанных с изменениями в мире, могут найти способ выражать свои мысли, развлекать, развивать и вдохновлять зрителя.
WFM.: С кем из режиссёров Вы мечтали бы поработать?
Л.: Я буду говорить про российских режиссёров, потому что я патриот.
Иван Твердовский – очень талантливый молодой режиссёр со своим потрясающим видением. Я смотрела все его фильмы. Они достойны внимания и сложны. Была на пробах, но не была утверждена. Надеюсь, что когда-нибудь у него найдётся для меня роль.
Василий Сигарев – прекрасный сложный режиссёр. Его кино мучительно. Фильм «Жить» я не посмотрела, так как боюсь смотреть его! Но про него знаю всё.
Очень нравится молодой талантливый режиссёр – Маруся Фомина. Её знают как актрису, но мне известно, что она отучилась на режиссёра. У неё потрясающее видение стиля, а это очень важно. Хочется сыграть в кино в невероятно красивых платьях, которые будут подобраны со вкусом.
Если говорить о мэтрах нашего кинематографа, то я безумно люблю фильм Н. Михалкова «Раба любви». Если мне удастся когда-нибудь сняться в подобном кино, я буду безумно счастлива!
Очень люблю творчество Валерия Тодоровского. После выхода сериала «Оттепель» я долго и громко плакала, так как не попала в него. Это потрясающий сериал, всегда смотрю его в новогодние праздники. Он ассоциируется у меня с чем-то добрым, хорошим, уютным.
Люблю молодых, талантливых, дерзких – часто снимаюсь у студентов ВГИКА. Моя фильмография насчитывает порядка 15-20 короткометражных фестивальных работ. Когда студент молод, и его идеи никто не урезает, то и работы его очень яркие. Я верю в них, верю, что у них всё получится! И никогда не отказываю в съёмках, с удовольствием выполняя задачи, которые ставят эти молодые дарования.
WFM.: Кто Ваш любимый литературный персонаж?
Л.: Очень люблю роман Э. Золя «Дамское счастье». Персонаж – Дениза Бодю, которая приезжает в Париж из провинции и устраивается работать в первый универмаг столицы Франции. Это захватывающая история любви, преодоления, власти, денег. Безумно интересно, как проходит свой путь трансформации главная героиня. В конце она обретает своё счастье, но что ей пришлось преодолеть…
Ещё одно любимое мной произведение – «Дама с камелиями» А. Дюма. Прочитав его, рыдала, наверное, дня 4. Слёзы начали литься ещё за 30-40 страниц до окончания книги. Это произведение в институте я пропустила, и в одном из интервью Ренаты Литвиновой я услышала о персонаже Маргариты Готье. Я, конечно же, знала об этом персонаже. И в тот момент решила эту книгу прочитать.
Любимый персонаж – Анна Каренина. Очень спорный – на протяжении моей жизни я по-разному к ней отношусь: то осуждаю, то понимаю, то принимаю её. Больше всего люблю экранизацию, где роль Анны Карениной исполняла Татьяна Самойлова. Моё личное мнение, что лучше её не сыграл никто. Это высшее в актёрском мастерстве!
Ещё я прочитала произведение — «Зулейха открывает глаза». Всем советую. Книга для женщин, которую можно читать взахлёб. Прочитала за 2 дня, но я растягивала, хотела «подышать» ей – оторваться невозможно! Я рада за Чулпан Хаматову, что ей досталась такая «вкусная» роль!
WFM.: Вы хотели бы, чтобы Ваши дочки выбрали актёрскую профессию?
Л.: Отвечать на этот вопрос оказалось труднее всего. Это всегда волнительно для мамы. Хочется, чтобы дети выбрали ту профессию, которая им по-настоящему нравится. Скажу так – я и за, и против. Несмотря на то, что я очень люблю свою профессию и служу ей, иногда в ней бывает очень трудно. Я не хочу, чтобы мои дочки испытывали такие эмоциональные трудности. Неудачи, с которыми ты сталкиваешься, неизбежны. Позитивно из них помогает выйти юмор. Я столкнулась с продолжительной депрессией после съёмок в сериале «Принцесса цирка». Я играла тяжёлую судьбу человека — глубоко отрицательный персонаж, которого ненавидел зритель. Я понимала, что справилась с ролью, и зритель ненавидит моего персонажа, а не меня. Но страдала от того, что ко мне так относились. Положительная роль – моя Лиля из сериала «Универ» — помогла мне научиться позитивно мыслить и с улыбкой выходить из разных ситуаций.
Моя старшая дочь в детстве хотела стать ветеринаром и спасать животных, потом хотела стать врачом и лечить людей. Сейчас ей 16 лет, я бы хотела, чтобы она была музыкантом. У неё идеальный музыкальный слух. Младшей 8 лет, и она очень спортивный, талантливый и озорной ребёнок. Думаю, у них всё получится!
WFM.: Есть ли такой фильм, который Вы можете смотреть неоднократно?
Л.: Это замечательный вопрос. Список моих любимых фильмов огромен, и я перечислю те, которые действительно смотрю неоднократно.
Один из моих любимейших фильмов – «Разные судьбы» 1956 года режиссёра Леонида Лукова. С Татьяной Пилецкой в главной роли. Тема этого фильма актуальна на все времена. Героиня – строгая, властная, избалованная девушка, в которую влюбляются мужчины. Она выбирает деньги и статус в обществе, предавая любовь. Урок, который она приобретает, очень поучителен для женщин с подобным мировоззрением.
Следующий фильм — «Вам и не снилось…» 1980 года. Режиссёр — Илья Фрэз. История первой любви Ромы и Кати, разлуки, школьных неурядиц, взаимоотношений с родителями. Потрясающая музыка Алексея Рыбникова остаётся навсегда с теми, кто посмотрел фильм. Он стоит на первом месте среди тех, что я рекомендую подросткам в своей преподавательской деятельности.
«Список Шиндлера» С. Спилберга — один из моих фаворитов. Реальная история, биография человека, члена нацистской партии, который в годы войны спас 1200 евреев.
Я уже упоминала фильм Н. Михалкова «Раба любви». Моя мама настаивала на том, чтобы я его посмотрела. Посмотрев его в 27 лет, я была настолько поражена, что даже написала Никите Михалкову письмо благодарности на 12 страницах. Ещё хотела бы упомянуть один андеграундный фильм – «Народ против Ларри Флинта», где главную роль исполняет Кортни Лав. Она играет потрясающе!
WFM.: Какое место в Вашей жизни занимает преподавательская деятельность? Расскажите о ней.
Л.: Это важная часть моей жизни. Первое образование у меня – режиссёр-педагог, второе – актриса театра и кино. Я преподаю с 20 лет всем возрастным группам. Работаю в школе «РеформаLAB», где есть детское и взрослое отделения. Там обучаются обычные люди, желающие освоить актёрское мастерство, речь, этику, эстетику и др. Профессию педагога люблю с детства. Она мне всегда казалась невероятно благородной. Повлияло на это, что моя мама – педагог по образованию. И образ моей первой учительницы оставил свой отпечаток. Мне нравится придумывать новые упражнения, разбирать характеры. Учу говорить красиво, на диафрагме, чему в своё время сама училась у В.С. Ланового.
WFM.: Вы любите интернет-шопинг? Легко ли подбираете себе гардероб?
Л.: Нет, не люблю. Это вынужденная мера для меня. Я люблю винтажные и старинные вещи – ткани, кружева, аксессуары. Этого не найти в интернет-магазинах. Когда я была в Париже, то обязательно приобретала невообразимые вещи. У меня большая коллекция нарядов, которые я собираю, восстанавливаю, реставрирую. Они хранятся в костюмерной нашей школы. Это моё хобби – найти платье 40-х годов, настоящую вещь с историей, которое потом пригодится студентам для игры в отрывке про войну или сцене того времени. Гардероб подбираю легко. Зрительно могу понять, с чем вещь будет сочетаться. Моё правило, вопреки мнениям стилистов, что если вещь висит долгое время в шкафу, то совсем не обязательно от неё избавляться, можно к ней что-нибудь подобрать – шляпу, перчатки, пальто, сумку. У меня идеальный вкус, и я знаю, что именно нужно к вещи дошить или докупить с целью создания единого образа.
Мои образы разбиты функционально – для преподавания, для актёрской профессии, для мероприятий, для похода в магазин, для спорта, для дома. Никогда не хожу в халатах или трико. У меня есть домашние наряды для прихода гостей или уборки. Я называю их «мои костюмы».
WFM.: Что должно быть самым дорогим в женском гардеробе?
Л.: Считаю, что дорогой и качественной должна быть обувь. Но больше всего люблю пальто! Для меня не важна цена платья, нежели его история или фасон. А вот пальто люблю роскошные.
WFM.: Чего Вам не хватает для полного счастья?
Л.: Улыбок людей на улицах, рыжего кота, потрясающей музыки, лишних поцелуев и платья, которое не позволит моему шкафу закрыться!