Мы решили узнать мнение у экспертов о перспективах нашей моды.
Знакомьтесь — Елена Мясникова, владелица дома моды L’ATELIER.
Что сейчас происходит в сфере моды в нашей стране?
С уходом многих брендов из России, модный бизнес действительно получил огромные перспективы для укрепления и развития. Ведь в России большое количество очень талантливых дизайнеров!
Тем не менее, картинка всё ещё не выглядит радужной. Предприниматели и эксперты области понимают, что к осени нам, вероятно, будет негде и не во что одеваться. Существующие бренды, которые есть на российском рынке, не смогут покрыть спрос населения. Никто не хочет возвращаться к льну и белорусскому трикотажу, все привыкли одеваться классно, модно и при этом недорого.
Если говорить о люксе. То у людей, у которых есть средства, есть и возможности. Они, например, могут выезжать в дружественные страны, где открыты все бутики. А что делать людям, которые не имеют возможности тратить большие деньги на одежду?..
Что делать?
Легкой промышленности необходима серьёзная государственная поддержка по нескольким линиям.
Да, уже сейчас есть субсидирование на покупку оборудования и снижение арендных ставок торговых помещений. Но поддержки в формате «вот деньги — купите оборудование», её недостаточно. Например, мне дали оборудование, дали место в торговом центре, а кто будет производить одежду? Кто те талантливые портные, которые будут давать необходимый объём?
Господдержка должна начаться с культивирования профессий, которые практически умерли в России, которым уже не учат: портные, закройщики, кутюрье. Важно на уровне самосознания у молодёжи воспитывать престижность и почётностью такой профессии. Никто не хочет становиться портными, но все хотят быть блогерами. Поэтому важно направить силы на масштабирование интересов молодёжи в этой сфере.
Как делать?
Я вижу ситуацию изнутри и могу сказать: тех, кто умеет шить, единицы! Я по крупицам собираю профессионалов в свою команду, иногда перекупая их за большие деньги. Легкой промышленности нужна такая поддержка, благодаря которой эти профессии стали бы модными. Можно снимать фильмы и сериалы, делать проекты на радио и ТВ. Те же ток-шоу: битвы парикмахеров, поваров, стилистов… Почему бы не начать промотировать портных? Молодое поколение должно впитать идею, что это интересные профессии, в них можно реализоваться. Пока мы не подтянем эти важные образовательные вопросы, мы не перекроем ушедшие от нас бренды масс-маркета.
Почему надо делать?
Но русским брендам, порой очень небольшим, не под силу заявить о себе через грандиозную рекламную кампанию, подобно ZARA или HM. Маленькие талантливые бренды использовали возможности социальных сетей для продвижения, настраивали таргетированную рекламу на целевую аудиторию. Сейчас эти компании не могут выйти на клиента, не могут показать и рассказать в полной мере о своей продукции. Поэтому, возвращаюсь к государственной поддержке, я бы выделила ещё одну важную линию — создание комьюнити русских дизайнеров. Такое комьюнити, где они могут быть представлены, где они будут развиваться, объединяться. Но не конкурировать! У этого комьюнити должно быть и онлайн-представительство — некая платформы, может быть, аналог маркетплейса. На собственном финансировании или на кредитном займе в полной мере и качественно воплотить такой масштабный проект невозможно.
Что ещё нужно?
Такое комьюнити обязательно должно иметь и образовательные цели с мероприятиями, лекциями и сессиями. Например, в ближайшее время на базе моего дома моды L’ATELIER совместно с дизайнерами мы планируем цикл лекций, на которых будем рассказывать о профессии, о творчестве, о развитии. Я искренне верю, что через интересные образовательные проекты и живые выступления можно воспитать в умах молодого поколения уважение и заинтересованность этой сферой.
Важный момент — к таким проектам, к развитию отрасли, к обсуждению проблем сферы на государственном уровне, нужно привлекать экспертов, которые думают о будущем отрасли, которые горят своим делам, а не думают о быстром освоении бюджета. Миссия таких специалистов — обучения и созидание.
Что после FASHION WEEK?
Мне было чрезвычайной интересно посмотреть молодых модных ребят-дизайнеров.
Как владелец модного бизнеса, я готова была извлечь пользу из этого проекта. Мне нужен был дизайнер, чтобы возглавить креативный отдел дома моды L’ATELIER, но мое предложение было воспринято без должного энтузиазма и осталось без ответа.
Тем не менее, я смотрю на возможности и перспективы отрасли с позитивом! Сейчас не время грустить, тушеваться и прятать голову в песок. Мы используем все возможности заявить о себе, выходим с предложениями и мероприятиями. Сегодня действительно есть шанс для российского сообщества заявить о себе. Ведь миссия отрасли — делать людей красивее, научить их чувствовать себя увереннее через одежду. В конце концов, одежда — это базовая потребность, важно, чтобы она была удовлетворена.