Анастасия Волочкова – прима-балерина, актриса, певица. Народная артистка Карачаево-Черкесской республики и Северной Осетии-Алании. Стала первой балериной, создавшей сольный проект и развивающей своё творчество по сей день, невзирая на сложности. Анастасия активно занимается благотворительностью, привлекая к миру творчества детей и делясь своими умениями, как делились с ней её великие педагоги. О них Анастасия подробно, с теплом и благодарностью рассказала нашему журналу. Признаётся, что в балетное училище поступила благодаря Его Величеству Случаю, а огромное упорство, труд и сила воли помогли добиться выдающихся результатов. О том, как знаменитая балерина проводила лето, на что направляет творческую энергию и что готовит своим поклонникам – в эксклюзивном интервью для WFM. @volochkova_art
WFM.: Как прошло Ваше лето? Чему уделяли основную часть времени?
А.: Моё лето прошло прекрасно. Уделяла большую часть времени поддержанию своей физической формы. В связи с пандемией делать это было сложнее, но у меня есть спасение – мой балетный зал, находящийся в комплексе в трёх минутах от моего дома. Каждый день я посвящаю 2,5 часа физическим нагрузкам. Они включают в себя гимнастику, балетный экзерсис, репетиции. Сложность периода пандемии для артиста состоит в невозможности выхода на сцену. Для балерины главное – танцевать свои спектакли или концертные программы. В моём случае – и то, и другое. Видя зрителя, отдача энергии совершенно другая. Не имея физической возможности выхода на сцену, мне приходилось тратить гораздо больше энергии для того, чтобы держаться в форме. Я не позволяла себе лениться, даже осознавая, что стимула намного меньше, нет спектаклей через неделю. Подключаю к моим нагрузкам и фитнес. Могу сказать, что мой график сильно не изменился, я очень люблю свой дом. Это дом моей мечты. Если у меня была возможность не выезжать из своего посёлка, за исключением встреч, интервью, съёмок, то я этого и не делала. Особенно в тёплое время года я люблю проводить время на веранде, в прекрасной атмосфере наблюдая и созерцая красоту вокруг. В моём доме всегда хорошо, в любую погоду. Очень люблю русскую баню. Она вместе с ледяной купелью обязательно присутствовали в моём лете. Безусловно, посвящала время близким друзьям, проводила время в романтике с любимым человеком. Уделяла внимание проектам, которые собираюсь осуществлять, дистанционному общению с режиссёрами, постановщиками. Это дало позитивный результат
WFM.: Расскажите о Ваших творческих проектах. На что направляете свою творческую энергию?
А.: Ровно год назад я создала балетно-цирковой спектакль для всей семьи. Он называется «Балерина в Зазеркалье цирка». Премьера состоялась в Москве в концертном зале. Кроме того, мы показали его в Крокус-Сити. Более 30 раз спектакль демонстрировался в городах Подмосковья. В нём участвует шестилетняя девочка Маша, она играет роль маленькой меня. Спектакль о девочке, которая, встретив клоуна, захотела стать циркачкой. Но в итоге стала балериной. Разочаровавшись в этом мире, полном зависти и конкуренции, она захотела вернуться в цирк уже в моём лице. И клоун посвящает её в ипостась цирка, который на самом деле добрее и светлее, нежели мир театрального искусства. В спектакле участвует клоун с его женой – коломбиной Катей, девочки из хореографических коллективов, спортивных и танцевальных студий. Я решила оставить его так же на благотворительной основе, как и существовал мой фестиваль «Симфония добра». Это была концертная программа с участием творческих ребят, которых мы задействовали на местах. Я привлекала и привлекаю детей к миру искусства, музыки, танца. Перед каждым концертом всегда провожу мастер-класс для участников и приглашённых гостей. Благотворительность моих проектов заключается не в сборе и передаче средств, а в том, что мы абсолютно всех зрителей приглашаем в зал совершенно бесплатно. Распространять пригласительные билеты помогают, как правило, главы городов или департаменты культуры.
Сейчас я готовлю ещё один спектакль. Это будет очень интересная драматическая постановка с элементами разных жанров. У меня очень профессиональная команда. В основу спектакля легла моя книга. Я написала 2 книги – «История русской балерины», выпущенная издательством «АСТ» 9 лет назад, и «Плата за успех», выпущенная этим же издательством полгода назад. По мотивам этих произведений будет создан спектакль. Ещё поступило предложение – экранизировать мою книгу о жизненном творческом пути – с прохождением всех испытаний и настоящей травли, с которой я, к сожалению, столкнулась. В этом году я записала несколько песен. В моём репертуаре 17 песен, первая из которых -«Балерина» — написана И. Николаевым десять лет назад. В спектакле «Балерина в Зазеркалье цирка» она звучит в моём исполнении. Одна из моих любимых песен – «Мне нравится, что вы больны не мной» композитора М. Таривердиева. На её исполнение меня благословила Алла Борисовна Пугачёва. Отношение ко мне Аллы Борисовны вдохновляет меня, и я очень им горжусь. Десять лет назад как раз с песней «Балерина» Алла Борисовна впервые вывела меня на большую сцену на своём фестивале «Рождественские встречи» как поющую балерину. С тех пор ангелы-хранители со мной и в её лице тоже.
Для меня главное – творчество, сцена и работа с великими мэтрами. А с мэтрами мне в этой жизни повезло. Моими педагогами и наставниками были великие люди. Я – одна из немногих балерин в мире, а может и единственная, у которой было так много именитых педагогов. На моём пути с раннего детства были такие великие люди, как: Н. Дудинская, К. Сергеев, А. Макаров, И. Бельский, О. Моисеева, А. Белинский. Москва подарила встречу с В. Васильевым, который пригласил меня в Мариинский театр как прима-балерину в 1998 году. Моими педагогами были Е. Максимова, Н. Бессмертнова, Ю. Григорович, Б. Эйфман, который поставил на меня в Большом театре спектакль «Русский Гамлет», где я играла роль императрицы Екатерины Великой. Это мой самый любимый балет и любимая роль. В моём доме висит фреска с изображением меня в этой роли.
Непревзойдённая Майя Михайловна Плисецкая, мой педагог и наставник, передала мне как первой русской балерине свой балет «Кармен-сюита», который был поставлен Альберто Алонсо специально для неё на музыку Бизе-Щедрин. Они с Родионом Константиновичем Щедриным приглашали меня для участия в своих юбилейных вечерах. Этот балет для меня имеет огромное значение, потому что Майя Михайловна лично со мной его репетировала и учила меня больше не тому, как двигаться, а именно жизненным моментам. Она говорила мне: «Настенька, ты ещё не представляешь, с чем тебе придётся столкнуться в театре! Ты должна иметь силу воли, чтобы выдержать этот натиск!». Так оно и оказалось в дальнейшем, поэтому работа с такими великими мэтрами для меня очень знаковая. Как бы ни злорадствовали мои хейтеры, я вошла в историю как известная русская балерина, представлявшая свою страну на мировых площадках. Поскольку мне всегда было тесно в рамках балетного искусства, классических балетов, которые танцуют балерины, я стала первой балериной, которая создала свой сольный проект концертной программы. Это произошло в 2000 году, когда я находилась в Лондоне по контракту с Английским национальным балетом..
WFM.: Есть ли в Вашей жизни место счастливым случайностям или всего достигаете упорным трудом?
А.: Всего в жизни я достигла своим трудом. У меня не было благ, какие на сегодняшний день имеет моя дочка. Аришка родилась, когда всё было прекрасно. Я захотела стать балериной в возрасте 5 лет. Придя в Мариинский театр на балет «Щелкунчик» вместе с мамой, после спектакля я объявила о том, что стану выдающейся балериной. Вот не знаю, стала ли выдающейся, но балериной стала, и хорошей кстати (смеётся). В балетное училище я пришла в 9,5 лет. Обнаружилось, что у меня нет физических данных, которые необходимы для балета. Не было ничего, кроме готовности трудиться и достигать результатов. Сначала меня даже не приняли в училище. Когда это произошло, я шла по коридору, который казался мне длинным и бесконечным. Я искала свою маму, потерялась и горько плакала, сквозь слёзы не видя ничего вокруг. Навстречу мне шёл седовласый мужчина, и тогда сыграл роль Его Величество Случай. Я всегда говорю, что случай – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим именем. Это был Константин Михайлович Сергеев, он взял меня за руку и спросил, почему я плачу. Я объяснила ему, как могла, что хочу стать балериной, меня не приняли, и моя жизнь закончена, и сквозь мои рыдания он услышал главную фразу, что я готова работать и трудиться, чтобы осуществить свою мечту! Он завёл меня обратно в приёмную комиссию и попросил станцевать польку. Зазвучала музыка, и я начала танцевать. Константин Михайлович попросил приёмную комиссию дать мне возможность учиться. Мои родители подписали заявление о том, что если через год не будет результата, то они забирают меня по собственному желанию. Результат не заставил себя долго ждать благодаря не только моему стремлению и занятиям в балетном училище (сейчас – Академия русского балета), которое впоследствии я закончила с красным дипломом, но и ежедневным занятиям с частным педагогом. Я обучалась в училище с 8.30 до 19.00 каждый день, а после полуторачасовой дороги домой продолжала занятия с частным педагогом на протяжении 8 лет подряд.
WFM.: Какая фраза Вас лучше всего характеризует или цитата, которую Вы часто себе повторяете?
А.: У меня есть девиз – «Я ни о чём не жалею». Как в песне Эдит Пиаф «Non, je ne regrette rien». На эту песню в моей концертной программе есть хореографические композиции. Когда я была ученицей балетного училища, то хотела быть не лучше всех, а лучше себя самой и делать больше своих возможностей.
WFM.: От чего, на Ваш взгляд, зависит выбор стиля и имиджа человека? Какие факторы для Вас основные при этом выборе?
А.: Меня часто осуждали за стиль или его отсутствие, но я считаю, что стиль человека зависит от состояния его души и никогда не считала, что одежда, которую мы на себя надеваем, важнее того, что мы носим в этой душе. Я прекрасно понимаю, что могу быть неугодной многим – надела ли короткое платье или длинное, джинсы или гламурные наряды. Но не придаю значение тому, что обо мне говорят. Мне всегда важнее характер. Характер – это то, что человек являет собой сам. Многие качества я унаследовала от своего папы – спортсмена, чемпиона Советского союза по настольному теннису, профессионального тренера сборной России — Юрия Волочкова, отметившего своё 73-летие. Это упорство, сила духа, стремление к победе и умение побеждать, противостоять сложностям, оставаться человеком в любых ситуациях.
WFM.: Какие последние модные тренды считаете подходящими для себя?
А.: Я считаю — модно то, что к лицу, подчёркивает достоинства и скрывает недостатки, если таковые имеются. У меня есть любимые дизайнеры – Джон Гальяно, с которым мы лично знакомы и делали совместный проект, Жан-Поль Готье. Из российских дизайнеров – Ирочка Степанова (моя подруга), Юлия Прохорова. Мне нравятся красивые классные вещи, которые приносят радость!
WFM.: Что для Вас свобода?
А.: Заниматься любимым делом, возможность жить так, как хочется, не жить так, как не хочется, общаться с теми людьми, которые мне приятны, и самое главное – не общаться с тем, с кем не приятно. Этой свободой обладают немногие. Любить человека искренне и по-настоящему, не быть чьей-то принадлежностью, иметь свою позицию, открыто высказывать мнение. И самая главная свобода – оставаться самим собой!

