Александр Савельев – музыкант, лидер группы «СаваИгнатич», у которой недавно состоялись 2 премьеры песен – «Королева сердца» и «Хатико». В честь 75-летия Великой Победы музыкантами был подготовлен благотворительный тур как дань памяти. В самом разгаре тур был прерван введением карантина. Александр рассказал о том, планируется ли продолжение тура, об обратной связи со своими поклонниками, её важности для него и влиянии на творческую деятельность в целом.
WFM.: Вашей группой «СаваИгнатич» был запланирован благотворительный тур в честь 75-летия Великой Победы. Расскажите, где-то удалось выступить или концерты были отменены в связи с событиями, связанными с коронавирусом? И как возникла идея благотворительного тура?
А.: Идея о туре появилась, когда стало известно, что 2020 год посвящён юбилею победы в Великой Отечественной войне. Оба моих деда были на фронте, я сам окончил военную академию, служил. Родился и рос в Тульской области, и в нас с детства закладывали то, какой подвиг совершили наши деды, наши предки, когда голыми руками отстояли город, не пустив врага на Москву. Эти концерты — долг перед нашими предками, малая часть того, что мы можем сегодня сделать для них, в память о них! Побывали уже в Калининграде, Ростове, Нижнем Новгороде. Да, были вынуждены прервать тур, но обязательно продолжим. Возможно, придётся чуть-чуть даже захватить 2021-й год. Собираемся навестить Казань, Мурманск, Белгород, Воронеж, Тулу и другие города. В Туле у нас было запланировано выступление на 9 мая…Также в планах завершить работу над пятым альбомом «Серебро дороже золота» и снять клипы на несколько песен с новой пластинки.
WFM.: Во время концертов общаетесь с аудиторией? Что для Вас значит диалог артиста и поклонников?
А.: Да, во время концерта я веду диалог со зрителями. Мне важна обратная связь. Общение у нас самое близкое: можем и на сцену пригласить, и спеть, и станцевать вместе, и выразить свои эмоции друг к другу. Эмоции, конечно, положительные и взаимные! Как правило, сценарий не прописываю. Сама ситуация подсказывает и темы, и предмет разговора. Есть понимание общего хода концерта, но все выступления проходят по-разному. Индивидуальный подход. И общением на концерте мы не ограничиваемся, продолжаем взаимодействовать со слушателями через социальные сети. Со многими поклонниками мы в хороших отношениях настолько, что они становятся соавторами в нашем творчестве — присылают стихи и даже целые песни. Это ценно!
WFM.: За период карантина состоялись 2 премьеры Ваших песен – «Королева сердца» и «Хатико». Автором слов первой композиции является одна из поклонниц Вашей группы. Как произошёл выбор Вами стихов, чем они Вас «зацепили»? Как насчёт «Хатико» — кто её автор?
А.: Изначально у нас были немного другие планы: мы собирались презентовать песни на сольных концертах. Но потом решили, что в период затишья, чтобы ни мы, ни наши поклонники не впадали, не дай Бог, в уныние, сделаем две премьеры онлайн.
Слова песни «Королева сердца» принадлежат поклоннице, вернее уже моему хорошему другу — Галине Макаровой из Ижевска. Она прекрасный, добрый и душевный человек. Подарила нам несколько своих стихотворений. «Королева сердца» — уже шестая песня её авторства. Эти строки зацепили меня своей сказочностью, душой, славянской культурой. Три года я думал, как их правильно обрамить, как заинтересовать этими добрыми, исконно русскими стихами молодёжь? В какой-то момент появились первые биты, и процесс сдвинулся. Аранжировка получилась современная – и в то же время сказочная.
Что касается песни «Хатико», то слова и музыку написал мой старший сын Александр. Над звучанием он работал с аранжировщиком Олегом Сашко. И как показывают наши наблюдения, «Хатико» пользуется большей популярностью среди молодёжи. Хотя обе песни на уровне.
WFM.: Какие изменения произошли с Вами благодаря творчеству?
А.: Немного не скромно — говорить про себя. Я предпочёл бы, чтобы это делали другие. Плохо или хорошо – это отдельная история. Пусть меня оценивают люди и Господь. Но коль вопрос состоялся, надеюсь, что творчество внесло в мою жизнь доброту и свет. И формирует во мне все самые положительные качества.
WFM.: Как Вы считаете, в чём заключается музыкальный вкус?
А.: Вопрос на засыпку, конечно. Вкус — это воспитание. А музыкальный вкус, соответственно, – музыкальное воспитание. Если человек включит, например, Чайковского, он просто услышит классическую музыку. А дальше — чисто интуитивно, понравилась – не понравилась. А человек с музыкальным вкусом в этом разбирается и слышит, что в произведении Чайковского, допустим, порядка 50-ти инструментов. Понимает, насколько сложно всё собрать воедино, и так, чтобы звучало гармонично. Не 2-3 инструмента, а 50. Всё остальное (жанр, ритм, субкультура) — это вкусовщина. На вкус и цвет, как говорится…
WFM.: Какая музыка помогает Вам настроиться на нужную волну?
А.: Многое зависит от того настроения, в котором ты сейчас находишься. Вот сегодня у меня лиричный настрой, и под него подходит «Миллион алых роз». А чтобы войти в рабочий ритм, нужно что-то забойное, как, например, «Наутилус Помпилиус».
WFM.: Какой музыкальный стиль на сегодняшний день является самым актуальным? А какая музыка нуждается в развитии?
А.: Я бы, наверное, разделил: музыкальный стиль — это индивидуальная манера исполнения каждого артиста. Кто-то, в хорошем смысле, картавит, кто-то с хрипотцой поёт, кто-то проглатывает буквы или, наоборот, их выпячивает. Все разные, и это здорово.
А что касается жанра, то это, безусловно, популярная музыка, которая понятна и близка большинству людей и поэтому коммерчески успешна. В то же время сегодня у нас засилье так называемого рэпа. Но его тоже надо разграничивать: есть рэперы, которые работают не за деньги, а по зову души. Они против ТВ и радио, где «всё куплено» по их мнению. Они — за идею, социальное равенство. Это настоящий рэп! А то, что мы видим на сцене, клипы, которые крутят, — это уже коммерческие продукты. Я бы назвал их «поп-рэп», и настоящие рэперы это всерьёз не воспринимают, посмеиваются.
Творчество, то есть искусство, должно воспитывать в человеке высокие чувства. Этого сейчас мало, должно быть больше. Ещё нам не хватает национальной музыки. Такие песни, как: «Во поле берёза стояла», «Калинка-малинка» или советские хиты: «Хмуриться не надо, Лада», «И опять во дворе» — исконно русские, узнаваемые, родные и ни на что не похожие. Сегодня у нас таких песен нет, и этого не хватает. Современные рэп- и поп-музыка списываются с западных лекал. А хочется своё, настоящее, русское, неподражаемое. Ту же «Королеву сердца» я делал с оглядкой на это. Надеюсь, у нас получилось.
WFM.: Как, на Ваш взгляд, характер человека влияет на стиль/внешний вид?
А.: Что у человека внутри, то и снаружи. То есть, например, люди верующие — православные, мусульмане, католики, иудеи — одеваются соответственно этим канонам. Не говорю про строгие требования, но особые элементы в одежде присутствуют. Я — патриот своей страны, и в гардеробе не только костюмы с надписью: «Россия», но и одежда с портретом президента. Для меня это не случайные вещи. Есть одежда в стиле милитари — я в прошлом военный. Что человеку близко по жизни, чем он интересуется, то он и привносит в свою жизнь, соответственно, и в свой стиль одежды.
WFM.: Что для мужчин никогда не выйдет из моды? И каково Ваше отношение к модным веяниям?
А.: Я — человек консервативный, хотя настаивать на своей позиции не буду никогда. Ни по отношению к супруге, ни по отношению к детям. Если меня спросят, то скажу — нравится мне или нет. Но если кто-то стоит на своём, не стану пытаться влиять.
Мне самому ближе то, что вне моды: женственность, мужественность. Настоящий мужчина — твёрдый, со стержнем внутри. От него пахнет мужиком! Он идёт прямо и склоняет голову только в почтении или в любви. А врагам и тем, кто бросает вызов, — смотрит в глаза с высоко поднятой головой.