РЕЖИССЁР ЮРИЙ НИКИТИН: «ФРАЗА ИЗ ФИЛЬМА АРИ АСТЕРА «РЕИНКАРНАЦИЯ»: «ВСЁ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЭТОМ МИРЕ, ИМЕЕТ СВОЮ ПРИЧИНУ», СЕГОДНЯ ОБРЕТАЕТ НОВЫЙ СМЫСЛ»
Сегодня жанр «психологический триллер с элементами хоррора» в России нельзя отнести к новейшей истории российского кинематографа. При этом проверку экраном многие из фильмов, особенно те, которые были сняты за последние четверть века под копирку, исключительно следуя возникающим в мире трендам, не выдерживали и двух недель проката.
С начала 90-х, после окончательного падения железного занавеса, репертуар отечественных кинотеатров изменился а, буквально километровые списки фильмов на стендах видеопрокатов стали стоставлять ему серьезную конкуренцию. За несколько лет благодаря открытому доступу к мировому кинематографу привычное некогда слово «ужастик» осталось лишь в детском лексиконе, а наш зритель научился безошибочно отличать триллер от хоррора. Хичкоковская классика, будь то «Окно во двор», «Головокружение» или «Психо» —это, строго говоря, триллеры, в которых на переднем плане — детективная интрига, нарастающее напряжение, а вовсе не ужас и отвращение. И, напротив, классика хоррора, неважно, «Изгоняющий дьявола» это, или, скажем, «Кошмар на улице Вязов«, работает с другой концепцией тревоги, в которой страх рождается из столкновения с неизведанным, запредельным человеческому опыту.

У отечественного зрителя в те годы появилось устойчивое отношение: «триллер или хоррор —исключительно продукт зарубежного кинематографа». Но чем устойчивее правило, тем ощутимей исключения из него. Подтверждают это фильмы, снятые в России, которые не уступают привычным западным образцам, а кое в чём даже превосходят. Несколько фильмов, снятых в те годы в России, не просто стали популярны, но и заняли не последнее место в мировом ряду кинопроизведений этого жанра.
Буквально в первый же год «Эпохи-90-х»вышел первый полнометражный фильм адепта «параллельного кино», отца некрореализма Евгения Юфита. Вдохновлённый работами сюрреалистов и немецких киноэкспрессионистов 20-х годов XX века, он взял за основу сценария рассказ Алексея Толстого «Семья вурдалаков», однако, оставив от сюжета только главную идею: встречу человека с иррациональным. В картине нет вампиров, зато хватает ярких визуальных образов — некоторые из них смешны, а некоторые — по-настоящему пугающи. В ироничном хорроре «Папа, умер Дед Мороз» Юфит сместил баланс между историей и атмосферой в сторону сюрреалистичного сна, от которого хочется проснуться — и одновременно досмотреть до конца.

Тогда же выходит фильм «Гонгофер» по сценарию культовых авторов Петра Луцика и Алексея Саморядова, сочетающий комедию с чистым хоррором и фантасмагорией гоголевского и булгаковского толка. Не только жюри международных фестивалей тех лет, но и киноакадемии разных стран сегодня называют этот фильм символом европейского жанрового кино 90-х.
Самым популярным российским хоррором 90-х стала последняя работа автора знаменитых лент«Земля Санникова» и «Лекарство против страха» Альберта Мкртчяна, фильм «Прикосновение» по первой части повести Фридриха Незнанского «Частное расследование». В основе сюжета —следователь, пытающийся разобраться в причинах загадочной гибели женщины и её ребёнка, а затем и самоубийства её любовника. Выясняется, что настоящий убийца — умерший отец, который хочет воссоединиться со своей семьёй. Следователь должен спасти оставшуюся дочь и внучку от мертвеца. Жуткий эффект был достигнут не только за счёт сюжета, но и места действия: призраки этой истории живут не в старинных замках или американских коттеджах, а в обычных российских квартирах. Начальные кадры, когда субъективная камера в темноте крадётся по комнатам со знакомыми креслами и сервантами, напугал постсоветского зрителя сильнее многих западных хорроров. А эпизод с громкоговорителем на кладбище вошёл в число самых страшных сцен российского кино. Отдельная находка, отмеченная практически всеми кинокритками — сам образ мёртвого отца, который присутствует в истории только на фотографии.

Режиссёр Юрий Никитин, именно в этом жанрев кино дебютировавший, не новичок в создании изобразительного ряда. В течение многих лет самые необычные фотопроекты создавались в его арбатской студии — одной из самых необычныхсъёмочных площадок Москвы. Иногда в течениесуток интерьер этого пространства менялся до неузнаваемости, а его освещению благодаря не только приборам, но и огромным старинным окнам и зеркалам могли бы позавидовать многие съёмочные группы, снимающие психологический триллер с элементами хоррора. Фильм «Ведьма» в первую очередь отличается оригинальностью и свободой, поскольку создавался не по заказу.
Режиссёр и автор сценария Юрий Никитин:
«Жанр этот родился задолго до того, как стал одним из популярных в мировом кинематографе. В первую очередь в книгах Эдгара Алана По. Достаточно вспомнить фильм «Падение дома Ашеров» режиссёра Жана Эпштейна — это, на мой взгляд, одна из самых оригинальных попыток адаптации Эдгара По. Кстати, сценарий был написан Жаном Эпштейном совместно с Луисом Бунюэлем, человеком, перевернувшим кинематограф своими фильмами «Андалузский пёс» и «Золотой век». А вообще первые изображения сверхъестественного на экране появились в конце 1890-х годов. В те годы большой популярностью пользовались несколько короткометражных немых фильмах, созданных французским режиссёром Жоржем Мельесом. С моей точки зрения, это связано с тем, что в 19 веке стала достаточно быстро развиваться медицина, появилось множество изобретений, которые помогали врачам диагностировать болезни. Так как в это время зарождается психология, ученые активно изучают поведение человека, что вполне могло вдохновлять авторов того времени. Если добавить к этому повальное увлечение мистикой на рубеже XIX—XX веков, то естественно, в XX веке психологический триллер успешно завоевал кинематограф. Я люблю в кино практически все жанры, но психологический триллер в первую очередь отличается особым приёмом обращения к зрителю, который вкупе с детективной частью является неотъемлемым элементом жанра. Он приковывает зрителя кэкрану и не даёт расслабиться вплоть до последней сцены, оставляет долгое послевкусие размышлений, чего чаще всего лишены «лёгкие» жанры».
Сценарии или экранизации? Вопрос, который задают многие, позже сравнивая книги с фильмами и наоборот. Особенно горячие споры идут уже не первое десятилетие после того, когда хоррор стал не просто направлением в кино, а достаточноощутимой составной частью мировой киноиндустрии с многомиллиардными оборотами. Группа фильма «Ведьма» относится к этому по—своему.

Режиссёр и автор сценария Юрий Никитин: «Лично мне нравится воплощать на экран свои идеи, но это не значит, что я упущу возможность экранизировать чужой сценарий или литературное произведение с крутой историей и яркими персонажами. Кстати, «Ведьма» — оригинальный сценарий, где все персонажи вымышлены. Питер Джексон начинал с комедийного трэш—хоррора «Плохой вкус», который, кстати, вполне неплох за мизерный бюджет, а в итоге мы все его знаем по гениальной экранизации романов Р. Р. Толкиена, что только подчёркивает его мастерство сценариста и режиссёра как одного из лидеров именно коммерческого кинематографа».
Оператор-постановщик Александр Ефошкин: «Бывают случаи, когда к изобразительному ряду, точнее, к иллюстрациям книги все привыкают, а затем в фильме видят тех же персонажей, но с другими лицами, в другом пространстве. Бывает – наоборот. Когда по сценарию фильма выходит книга, иллюстрированная кадрами из картины. На мой взгляд, иногда это губительно. Ну, кому нужны книги, иллюстрации которых похожи на кусок портфолио актёра? Представляете, на полках одно и то же лицо на обложках абсолютно далёких друг от друга по смыслу и содержанию книг? Оператор и художник,имеющий отношение к произведению, всё равно должны быть в диалоге с автором. Хорошо,когда это возможно. Сценарий «Ведьмы» легко можно адаптировать под книжный формат. Книга и кино могут дополнять друг друга, внося свои оттенки в историю».
Времена «дорогих фильмов», судя по тому, что о хоррорах созданных не с космическими бюджетами последнее десятилетие говорят как о самом прибыльным жанром кино. Последние десять лет показали, что снять все 12 фильмов ужаса, ставших успешными за этот период, стоило 103 миллиона долларов. Бюджет половины из них не превышал даже 5 миллионов. Для сравнения, только одни «Последние джедаи» стоили в три раза дороже. Примечательно то, что суммарные сборы этих фильмов, как, например, у «Мстителей» — без малого два миллиарда долларов. Революционным прорывом это не назовёшь. Скорее всего, «новое —слегка забытое старое». История знает случаи,когда скромные бюджеты приносили в итоге сверхприбыли, и началось это всё как раз с хорроров в далёком шестьдесят восьмом году. «Ночь живых мертвецов» обошлась Джорджу Ромеро в 114 тысяч долларов, а принесла 30 миллионов.
Режиссёр и автор сценария Юрий Никитин:
«Как маркетолог со стажем могу сказать, что даже к кастингу следует относиться как к воронке продаж. На первом этапе актёры записывают самопробы с теми задачами, которые я расставляю в сценарии. Так что ко второму очному этапу остаются только те, кто точно или хотя бы достаточно близко попал в эмоции персонажа, в результате чего растёт эффективность поиска и тратится кардинально меньше времени, чем при классическом кастинге. Безусловно,кастинг—директор получает карточку персонажа с желаемым типажом персонажа, но выборка идёт в первую очередь по игре и умению слышать и исполнять поставленные режиссёром задачи. Тем не менее, при равной игре типажный актёр будет иметь больший шанс получить роль. Успех фильма в жанре,который мы выбрали, на мой взгляд, определяет в первую очередь сам жанр. Его законы построены на том, чтобы не просто удивлять зрителя, а, скорее, шокировать. Авторы ищут всё более сложные формы и изобретают новые конструкции удержания внимания и погружения в психологический мир персонажей. Что,например, очень хорошо получается у Даррена Аронофски в его «Маме», у Роберта Эггерса в «Маяке», у Ари Астера во «Всех страхах Бо» или у Жюлии Дюкорно в «Титане». Последний пример хоть и хорошо играет на эмоциях зрителя, но грешит своими сценарными дырами и недостаточной проработкой мотивационно-логической цепочки. И это — болезнь многих современных авторов, когда форма и желание шокировать заменяют более детальную работу над сценарием и инсайтами. Это немаловажно и для коммерческого успеха фильма».
При составлении рейтинга самых страшных фильмов последнего десятилетия члены Американской академии кинематографических искусств и наук учитывывли такой пункт как натурализм в съёмках. Который для многих и киноведов, и зрителей более ста лет является спорным. Иногда в погоне за натурализмом художники и операторы превращают кино в документальные фильмы, с другой стороны, часто «отрисованные» фильмы выглядят не более чем банальные комиксы.
Режиссёр и автор сценария Юрий Никитин:
«Натурализм крайне важен для психологического триллера, на этом зиждется вера зрителя в реальность действия. Не зря Дэвид Финчер очень тщательно маскирует графику в своих фильмах. Вера в происходящее —очень хрупкая субстанция, почти как шапка шоколадного фондана. Где-то ошибся, и всёощущение сдулось».
Алексей Рыжков, актёр, исполнитель главной роли:
«На съёмках фильма «Ведьма» я убедился в том, что процесс погружения актёров в состояние своих персонажей хотя бы неделю, а лучше две — не прихоть режиссера, а необходимость. К сожалению, занятость актёров на других проектах не всегда позволялаотдать подготовке к съёмочному дню достаточно времени, но нам помогала промозглая погода и некоторые приёмы,выбранные Юрием Никитиным в работе с актёрами для достижения более глубоких эмоций. Ну, а какие, думаю, зрители узнают,увидев сам фильм».
Режиссёр и автор сценария Юрий Никитин:
«Моя целевая аудитория — это в первую очередь поклонники жанров триллер и хоррор. Изобразительный ряд в этих жанрах отлично работает: и художественный, и документальный. В нашей «Ведьме» решение художественное, а в первой короткометражке был реализован документальный формат: мы имитировали трансляцию в перископе.
У каждого подхода есть свои плюсы и минусы, а применение зависит от истории…»