28 марта 2024 года в рамках проекта «Островский. OnLIFE: сквозь время и расстояние», реализуемого командой Onlife iDEA Fest при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, выходит новый цифровой спектакль «Бесприданница» по мотивам одноименной пьесы А.Н. Островского.
Для постановки одного из самых известных произведений Островского команда проекта пригласила режиссера Александра Руснака. В 1984 году Александр стал самым молодым студентом актерской группы режиссерского факультета Российского университетатеатрального искусства (ГИТИС), поступив в МастерскуюМ.О. Кнебель и Л.Е. Хейфеца. С 1991 года более 7 лет работал актером Московского театра «Современник», сыграв в спекаклях «Мелкий Бес», «Плаха», «Стена»,«Крутой маршрут» и др. В том же году поступил во ВГИК на режиссерский факультете, в Мастерскую С.А. Соловьева и В.Д. Рубинчика, которую окончил с отличием, дебютировав 1996 году дипломным фильмом «Жила-была страна…» (Совместное производство Учебная киностудия ВГИК (Москва, Россия и Canale 10 Italy (Roma, Italia)). Фильм был отмечен дипломом «Дебют» на Международном кинофестивале в Локарно. Фильмография режиссера насчитывает более 20 фильмов, большинство из которых является ситезом игрового и документального кино.
Для своей первой постановки в формате ONLiFEА.Руснак выбрал хрестоматийную «Бесприданницу» А.Н. Островского и пригласил для участия в ней актеров петербуржских театров, которых знал по их работам в кино и театре, но никогда до этого не работал с ними на площадке. В ролях: Мария Никифорова (Малый Драматический театр), Светлана Грунина (Камерный театр Малыщицкого), Павел Филиппов (Театр им. А. Миронова), Геннадий Алимпиев («Приют комедиантов»), Полина Анфалова. Оператор и режиссер монтажа – Виталий Афанасьев. Композитор – Павел Карманов.
Спустя более 150 лет с момента публикации пьесы в журнале «Отечественные записки», «Бесприданница» известна публике всего мира в самом разнообразном прочтении, от классической постановки Малого театра и известного фильма «Жестокий романс» Э.Рязанова до балета на музыку уральского композитора А. Фридлендераи преформанса Hubbard Street Dance Chicago. Александр Руснак для своей постановки выбрал жанр «La commedia a soggetto», в котором уже работал в Санкт-Петербурге с немецким танцором, хореографом, сооснователемтанцевальной труппы L’autrepas, автором мировой энциклопедии Комедии дель Арте Клаусом Абромайтом(Klaus Abromeit).
Александр Руснак о своем спектакле: «Открывблагодаря Яне Балачевцевой, создателю и вдохновителю фестиваля OnLIFE IDEA FEST, новый для себя формат ONLiFE, считаю, что он рано или поздно станет одним из самых востребованных в мире.
Лет десять назад, возвращаясь с Клаусом Абромайтом с ночной репетиции по Английской набережной Санкт-Петербурга, в ожидании когда сведут Дворцовый мост,мы услышали диалог двух молодых людей, в котором прозвучала фраза «я вчера за реку смотрела». Я машинально поправил – «я вчера за Волгу смотрела». «Название реки не имеет значения, когда ты живешь на острове, где разводят мосты» – было мне ответом. Мосты свели, я пересказывал пьесу Клаусу, он сравнивал каждую сцену с классическими произведениям Комедии дель арт, где самые сокровенные ноты, хранящиеся с детства в душе человека, сталкиваются с действительностью, созданной теми, кто убил в себе музыку любви.
Мир, где живет Лариса Огудалова, похож на остров. Любовь, которую она представляла себе по книгам,прочитным с детства, снам, канонам дворянским, к которым была приучена с детства, здесь сегодня читают по своему… Все четыре ухажера Ларисы Дмитриевны – претенденты на ее руку, не сердце. Мог бы стать Капрандышев, случись его биография другой,Паратовым или даже Кнуровым? Мог. И хотя кричит в лицо купцам о своих «принципах», в шкуре чиновника онвсе равно равняется на них. Что «не достанется никому» в этой пьесе? Почему Лариса благодарит каждого, кто стал причиной исхода этой истории? Почему, и сейчас, и сто пятьдесят лет назад, актуальна фраза «я вчера за реку смотрела»?
В моей жизни есть два города, хранящие волшебство театрального действия – Венеция и Петербург. Они дарят пространство, сравнимое с декорациями,созданными лучшими тетаральными художниками, они дарят встречу с актерами, о которых режиссеры всего мира могут только мечтать. В их мастерстве зашифровано послание «Veni etiam» – возвращайся опять.Оно сохранилась на фасаде дома Фра Мауро в Венеции, оно сохранилась на стене в парадном одного из домов Петербурга..».
В спектакле театральные декорации заменили подлинные интерьеры жилых квартир Санкт-Петербурга,сохранившиеся с XIX века, парадные жилых домов и мастерские петербуржских худодников нашего времени. Использованы костюмы, воссозданные по лекалам XVIIIвека для спектаклей Эрмитажного Театра художницей Софьей Велле.